В публичной библиотеке показали фильм одного из самых известных российских документальных режиссеров Александра Расторгуева, трагически погибшего в 2018 году. Показ сопровождался мини-лекцией и воспоминаниями близких и коллег автора о нем.
«До свидания, мальчики!», снятый в 1997 году, одна из первых лент уроженца Ростова Александра Расторгуева, впоследствии получившая приз за «Лучший дебют».
По словам организатора мероприятия Александра Пхиды, она стала возвращением к немому кино в силу повествования не словами, а зримыми образами. «Фильм, снимался в детском приюте для «неудобных» подростков.
Жизнь в нем состоит из разных фрагментов: дети рассуждают о любви, на фоне — обрывки чужих голосов, шумы, музыка. Многим кажется, что прекрасное – это когда все с крылышками и в белых шляпах, как у Чехова.
Но прекрасное есть жизнь. И Расторгуев видел его во всех проявлениях, говоря в своих работах: «Откройте глаза, посмотрите на мир. Полюбите его таким – непростым, жестким, состоящим из противоречий».
Коллега Александра, режиссер Алла Иванова, вспоминая съемки, поделилась сожалением о том, что самый сильный кадр остался неснятым.
«На съемках в разрушенном доме, в котором жили многие из наших героев, мы купили торт, чтобы сесть за стол после смены. И, когда опустилась камера, вышел один из мальчиков и стал смотреть на него голодными глазами.
А сам стоял под прицелом взглядов таких же пацанов из разных углов. Мы отдали торт им — один схватил, а другие сразу бросились к нему. Вот что мы не успели снять – дети не видели торта».
По словам автора сценариев фильмов Расторгуева, Сусанны Баранжиевой, «До свидания, мальчики!» изображает разъятый мир. На одной стороне — теплый дружелюбный мир, обещающий любовь, искусство, женщины.
А на другой – вселенная брошенных пацанов, в которой десятилетний ребенок говорит «Я бы хотел начать жизнь сначала». И ни на одной из них нет счастья.
«В этой работе киноязык Расторгуева еще не аскетичен. Здесь — жажда эксперимента, нового языка. В ней он, как все молодые люди, соединил все, что любил: музыку Гребенщикова, людей и то, что бесконечно тревожит.
Его работы – возможность почувствовать обостренное восприятие мира. Не только художественное, но и гражданское. «У Саши было невероятное качество – он был ровно там, где сгусток боли.
Во время войны в Чечне, он считал, что невозможно спокойно жить, пока там это происходит, и мы отправлялись на съемки. В каком-то интервью он сказал: «Мои герои – мои палачи».
Тогда казалось, что это броская, картинная фраза. Но она осуществилась. Саша погиб в 2018 году, к этому времени дети из «До свидания, мальчики!» выросли, им было в районе 30 лет.
Мы даже слышали, что один из них собирался стать наемником. Ведь в них идут как раз такие мальчишки — выброшенные из обычной жизни, вечно борющиеся за существование. И эти люди встретили его в Африке.
(прим. редакции – Александр Расторгуев был убит в Центральноафриканской Республике во время съемок документального фильма о «ЧВК Вагнера»).
Рубрика: Основные новости. Читать весь текст на cityreporter.ru.