©Roscosmos / globallookpress.com 5 октября в 11:55 по московскому времени с космодрома «Байконур» стартует ракета «Союз-2.1а» с кораблем «Союз МС-19». Он доставит на Международную космическую станцию (МКС) экипаж из трех человек – космонавта Антона Шкаплерова, актрису Юлию Пересильд и режиссера Клима Шипенко.
В течение 12 следующих дней МКС превратится в площадку для съемок фильма «Вызов», производством которого занимаются «Роскосмос» и Первый канал.
«Профиль» с помощью экспертов попытался выяснить, что даст России этот проект и как к нему относятся в отраслевом сообществе. Редакция направила запрос в «Роскосмос» с целью прояснить позицию госкорпорации по обсуждаемым вопросам, но на момент публикации ответ не получила.
На орбиту вне очереди «Вызов» – часть научно-просветительского проекта, запущенного «Роскосмосом» к 60-летию полета Юрия Гагарина. В госкорпорации планируют снять цикл документальных фильмов о предприятиях отечественной космонавтики, рассказывающих о том, как производится космическая техника на Земле.
А визит съемочной группы на МКС должен ознаменовать наступление нового этапа в освоении космоса: теперь он доступен не только для профессиональных космонавтов, но и для широкой общественности.
За прошедшие месяцы, во время которых шла подготовка к историческому полету, он вызывал неоднозначные отклики.
Наиболее громкий инцидент случился в июне, когда СМИ сообщили, что единственный космонавт в руководстве «Роскосмоса» Сергей Крикалев из-за несогласия со съемками «Вызова» уволен с должности руководителя пилотируемых программ.
Впрочем, спустя несколько дней стало известно, что Крикалев продолжит работу на своем посту – не то из-за общественного резонанса, не то по решению «сверху». Популярный вопрос: не помешают ли киносъемки профессиональной деятельности космонавтов на станции? Ведь работы у нашего экипажа на МКС становится все больше: после многолетней паузы Россия приступила к достройке своего сегмента.
Этим летом он пополнился лабораторным модулем «Наука», в планах стыковка узлового («Причал») и энергетического (НЭМ) модулей.
По словам главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, «Наука» позволит увеличить количество экспериментов на МКС в 2,5 раза.
Как объяснил «Профилю» эксперт по космической отрасли Игорь Лисов, киноэкспедиция не станет помехой исследованиям. «Про российскую научную программу на МКС больше разговоров, на самом деле она устаревшая, плохо и медленно обновляемая, – говорит он.
– Это известные проблемы, с которыми нужно отдельно разбираться. Визит съемочной группы на станцию в этом плане ничего не изменит». По мнению Лисова, главная претензия к полету кинематографистов на МКС в другом: он осуществляется в рамках утвержденной ранее программы полетов, без организации дополнительного старта.
«На «Союзе МС-19» должен был лететь экипаж из трех космонавтов, но два места отдали Климу Шипенко и Юлии Пересильд, – рассказывает собеседник.
– Таким образом нарушено выполнение национальной программы в угоду другим интересам. Космонавты ждут своей очереди годами, а их фактически выбрасывают из экипажа.
Это просто нечестно. На мой взгляд, это перевешивает все возможные плюсы киносъемок». Сейчас в России 29 действующих космонавтов (состоящих в отряде Центра подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю.А. Гагарина), только 13 из них имеют опыт полетов.
Некоторые из тех, кому пока не представилась возможность отправиться на орбиту, числятся в отряде уже около 10 лет. Зона риска Невозможность отправить на МКС двух космонавтов означает дальнейшую корректировку графика полетов.
9 апреля на корабле «Союз МС-18» на станцию прибыли россияне Олег Новицкий и Петр Дубров и астронавт NASA Марк Ванде Хай. Планировалось, что после октябрьской пересменки они вернутся на Землю.
Теперь расклад иной: 17 октября в направляющемся к Земле «Союзе МС-18» места предназначены для Новицкого, Шипенко и Пересильд. Дубров и Ванде Хай останутся на орбите на более долгий срок. Какой именно, пока неизвестно.
«Речь не идет о годичном полете. Какой-то продленный срок будет, безусловно», – говорил ранее начальник ЦПК Павел Власов. Он отметил, что в 2022 году первый пилотируемый запуск к МКС состоится «чуть-чуть раньше» апреля.
Летом Дмитрий Рогозин сообщил уже о годовом сроке для Петра Дуброва, обнаружив плюсы этого решения. «Мы хотим переходить от полугодовых к годовым экспедициям. После Петра Дуброва пойдут и другие. Это теперь будет поставлено на поток с соответствующей системой медико-биологических исследований», – заявил он.
Кстати, действующий рекорд по продолжительности непрерывного пребывания в космосе принадлежит Валерию Полякову, который в 1994–1995 годах налетал на борту станции «Мир» 437 суток и 18 часов.
«Считается, что оптимальная продолжительность полета даже не полгода, а порядка четырех месяцев, – комментирует Игорь Лисов. – После этого меньше сил, меньше внимания.
В определенной степени человек уже досиживает свой срок. Лететь на год, тем более если это первый полет в карьере, как у Петра Дуброва, – тяжелое испытание. Кроме того, находясь в космосе, человек потихоньку набирает радиационную дозу.
В течение жизни на орбите можно провести до четырех лет, за этот срок в организме накапливается максимально допустимая доза». Кроме того, эксперты напоминают о рисках для участников киноэкспедиции.
Как сообщил «Профилю» руководитель Института космической политики Иван Моисеев, есть вероятность нарушения техники безопасности по времени подготовки непрофессиональных членов экипажа. Ранее космонавт Андрей Борисенко выразил мнение, что съемочной группе потребуется полугодовая подготовка: «От них будет требоваться, чтобы они умели сами себя обеспечивать: попить, поесть, правильно использовать туалет.
В случае нештатной ситуации не мешаться под ногами».
В итоге обучение Шипенко и Пересильд заняло чуть больше четырех месяцев. Предполагается, что «уникальный опыт экспресс-подготовки» пригодится в будущем для экстренной отправки на орбиту ученых или врачей.
Первым испытанием станет путь на МКС: традиционно кораблем «Союз» управляют два человека, теперь же все функции придется взять на себя сопровождающему кинобригаду космонавту Антону Шкаплерову. При этом на Шипенко и Пересильд возложены обязанности в случае экстренной ситуации: рядом с их местами расположены клапаны жизнеобеспечения, до которых Шкаплеров, будучи пристегнут к своему креслу, дотянуться не сможет.
Любой рекорд за ваши деньги Идея снять фильм на орбите родилась в России в ответ на аналогичную инициативу США.
В мае 2020 года глава NASA Джим Брайденстайн объявил, что на борту МКС планируются съемки с участием актера Тома Круза.
В сентябре был обнародован план полетов к МКС на ближайшие годы, из которого следовало, что Круз вместе с режиссером Дагом Лайманом отправятся на станцию в октябре 2021 года в составе туристического экипажа на корабле SpaceX Crew Dragon.
Спустя три дня после той новости «Роскосмос» анонсировал кинопроект «Вызов». В анонсе был принципиальный момент: снять «первый художественный фильм в космосе». То есть догнать и перегнать Америку.
Поэтому сроки выбирать не пришлось: полет был сразу назначен на осень 2021-го. В итоге «Роскосмос» добился своего, заработав комплиментарные заголовки в зарубежных СМИ («Космическая гонка-2: Россия вырывается вперед» и т.
п.). Кстати, о полете Тома Круза больше нет новостей: предположительно, он перенесен на 2022 год, но не исключено, что статус проигравшего вынудит инвесторов кинопроекта (его бюджет оценивается в $200 млн) вовсе отменить съемки.
Впрочем, эксперты «Профиля» не спешат присуждать победу российской госкорпорации. «Я не вижу космической гонки, противостояния между государствами Россия и США, – возражает Игорь Лисов. – Американские планы – это просто бизнес, на частные деньги вы можете летать куда угодно».
«В США кинокомпания берет на себя все риски, а у нас это просто расход бюджетных денег, – соглашается Иван Моисеев. – Об окупаемости «Вызова» речи не идет».
Сколько стоит слетать на МКС в частном порядке? Подобные полеты организовывались Россией в 2000-х годах: расценки стартовали с $20 млн за недельный тур одного человека и постепенно достигли $52 млн.
В 2019 году из документации ракетно-космической корпорации «Энергия» стало известно, что производство корабля «Союз-МС» для туристического рейса стоит 2,5 млрд рублей. «Я вам гарантированно могу сказать, что пока я на этом посту, я не пропущу мероприятия по финансированию художественного фильма за государственный счет.
Точно не пропущу», – обещал вице-премьер РФ Юрий Борисов в декабре 2020 года. Но в марте руководитель «Главкосмоса» (дочернее предприятие «Роскосмоса») Дмитрий Лоскутов сообщил иной расклад.
По его словам, за производство фильма отвечает Первый канал (его гендиректор Константин Эрнст запросил у Фонда кино на «Вызов» 400 млн рублей), а вот большая часть транспортных расходов покрывается из средств Федеральной космической программы.
Но и безотносительно финансовой стороны дела победа в кинокосмической гонке с США выглядит сомнительно. Туристический рейс Crew Dragon на МКС не состоялся в запланированный срок, однако вместо этого компания SpaceX организовала другое событие – первый в истории полет экипажа, полностью состоящего из любителей.
В сентябре четыре космических туриста провели на земной орбите трое суток и благополучно вернулись на Землю (миссия Inspiration4).
Космические туристы на орбите, миссия Inspiration4, 16 сентября 2021 года Handout / Inspiration4 / AFP/ East News «Являются ли съемки на МКС достойным ответом с нашей стороны? – задается вопросом Иван Моисеев.
– Нет, это несоразмерные явления. Отправлять на орбиту людей на «Союзе» мы умеем с 1967 года. Та же технология, те же операции.
У американцев другой подход: Crew Dragon – комфортный корабль нового поколения, где нет таких нагрузок и стрессовых ситуаций, как на «Союзе». На нем могут лететь неподготовленные люди, порог отбора по здоровью ниже.
И при этом запуск существенно дешевле, если учесть, что на одном корабле помещаются до семи человек. Это прорыв для космического туризма». Суть космонавтики в постоянном движении вперед, подчеркивает Моисеев.
«Люди хотят новизны, а не повторения старого. А что в активе России? Последнее событие мирового значения в нашей космонавтике – начало строительства МКС, 1998 год. После этого не было полетов ни к Луне, ни к планетам.
Да, мы запустили хорошие телескопы «Спектр», но это не сравнить с марсоходами США или луноходами Китая», – сетует эксперт. Космическая картинка Киносъемки на орбите тоже не являются чем-то принципиально новым.
Строго говоря, «первый художественный фильм в космосе» уже шел на экранах в 1983 году, и выпустила его наша страна. Это драма «Возвращение с орбиты» киностудии имени Довженко, часть эпизодов которой снята космонавтами Владимиром Ляховым и Александром Александровым на борту советской станции «Салют-7» и в космическом корабле «Союз Т-9».
Кадр из фильма «Возвращение с орбиты» Киевская киностудия им. А. П. Довженко Между прочим, космонавты – хорошие операторы: их специально учат обращаться с фото- и видеотехникой.
Благодаря этому мы имеем колоссальные объемы документальных съемок из космоса, и притом весьма качественных. Еще в 1961 году первопроходцем космической съемки стал Герман Титов, пользовавшийся киноаппаратом «Конвас-автомат».
Первый американский астронавт Джон Гленн взял с собой на борт фотокамеру Ansco Autoset. Первый выход человека в открытый космос запечатлен на кинокамеру С-97 – съемку вел лично Алексей Леонов.
Американцы на Луне подробно фиксировали увиденное камерами Hasselblad. В 1970-х стандартом орбитальной фотографии стали камеры Nikon, с тех пор на них сделано более миллиона снимков в космосе.
Интересно, что космонавты используют обычные модели, которые можно найти в каждом фотомагазине, – изготавливать более дорогие версии нет смысла, поскольку матрицы камер быстро выходят из строя из-за радиации.
И все-таки в последнее время технологическое оснащение повышается: в частности, с 2019 года на МКС работают камеры с углом обзора 360 градусов, создающие видео для устройств виртуальной реальности.
Из 200 часов отснятого материала канадская студия Felix & Paul планирует создать самый полный документальный сериал о жизни человека за пределами Земли. У Клима Шипенко и Юлии Пересильд в распоряжении куда меньше времени.
Планируется, что они снимут эпизоды, которые составят 35–40 минут экранного времени будущего фильма. «Будет ли это что-то принципиально новое по сравнению с бытовыми съемками космонавтов? Вряд ли.
Пожалуй, лишь качество картинки улучшится. Будет лучше видно, как от пребывания в невесомости у человека опухает лицо», – иронизирует Игорь Лисов. «Когда фильмы про МКС снимают на Земле, получается лучше, – уверен Иван Моисеев.
– Можно построить какой угодно макет, завезти самые натуралистичные декорации, и все равно выйдет дешевле, чем летать в космос. Кроме того, в невесомости обращаться с камерой довольно трудно. А если вам нужна аутентичность, можно зайти на сайт NASA, посмотреть прямую трансляцию из жизни астронавтов и даже послушать их переговоры с Землей».
Кстати, идея снять на орбите фильм уже вынашивалась в России в 2000 году. У проекта были название («Последнее путешествие»), режиссер (Юрий Кара) и исполнитель главной роли (актер Владимир Стеклов, успевший пройти годичный курс подготовки к полету в ЦПК).
Однако затем из-за недостатка финансирования проект отменили.
Накануне перемен Съемки «Вызова» проходят на фоне неопределенности, которая все плотнее окутывает перспективы отечественной космонавтики. В 2019 году на МКС обнаружили утечку воздуха, позже выяснилось, что причина в трещинах обшивки российского модуля «Звезда».
В «Роскосмосе» заговорили, что МКС «пора на пенсию», скоро начнется «лавинообразный» выход из строя ее компонентов. Весной этого года на совещании у президента Владимира Путина было решено: Россия выходит из состава МКС после 2025 года, чтобы построить собственную орбитальную станцию.
Впрочем, NASA готово продолжить партнерство с Россией на МКС до 2030 года и позже. По словам Дмитрия Рогозина, «Роскосмос» согласен обсудить этот вопрос при условии отмены санкций США против российских космических заводов.
Визит нового главы NASA Билла Нельсона в Москву для переговоров может состояться до конца 2021 года.
Удастся ли нашим космонавтам безболезненно переехать на новую национальную станцию, или «Вызов» станет одним из последних шансов задокументировать их пребывание на орбите? «Создание новой станции – вот где настоящий вызов, – признается Иван Моисеев.
– Он уже давно стоит на повестке, но до сих пор деньги под эту задачу не заложены в Федеральной космической программе. В итоге прекращение работы российского сегмента МКС и создание новой станции могут разойтись по времени.
Ведь большинство наших космических планов и так сдвигается «вправо» в процессе выполнения». Но это еще полбеды, продолжает собеседник «Профиля». «Настоящая проблема возникнет, если расхождение будет настолько большим, что мы потеряем компетенции в выполнении пилотируемых программ.
Как потеряли их в пилотировании модулей для МКС. Последний запуск «Науки» показал, что нас везде подстерегает угроза аварий, даже после успешной стыковки модуль спровоцировал внезапный разворот станции.
То, что на станции «Мир» или в первые годы МКС мы делали безукоризненно, сегодня уже разучились, потому что слишком долго не запускали эти модули.
Видя назревающие проблемы, отвлекаться на фильм, тратить на него деньги и время… Понятно, почему космонавты этим недовольны», – заключает Моисеев.
Рубрика: Люди и События. Читать весь текст на narzur.ru.